Оборона Полоцкого укрепрайона

Накануне войны Полоцкий укрепленный рай­он был укомплектован личным составом по штатам мирного времени. С 26 июня 1941 года его возгла­вил полковник Н. С. Деви. 27 июня 1941 г., под Полоцком начали разгружаться эшелоны 174-й стрелковой дивизии 62-го стрелкового корпуса 22-й армии. По­лоса обороны 174-й стрелковой диви­зии была определена на рубеже от Дисны до Уллы, включая Полоцкий укреп­ленный район.29 июня 1941 года решением Воен­ного совета 22-й армии был образован Полоцкий боевой участок, начальни­ком которого был назначен командир 174-й стрелковой дивизии комбриг Алексей Иванович Зыгин – один из выдающихся командиров начального периода войны.

Полоцкий боевой участок включал в себя и 61-й Полоцко-Себежский УР с системой ДОТов в составе пяти пуле­метно-артиллерийских батальонов. Со­гласно распоряжению Военного совета 22-й армии к рас­свету 30 июня все ДОТы были заняты гарнизонами и приведены в боевую готовность.

Официальная дата начала боевых действий под Полоцком — 3 июля 1941 года. 3 июля в полосе Полоцкого укреп­ленного района немецкие войска нача­ли общее наступление. Не­смотря на массированные бомбар­дировки с воздуха, артиллерийско-минометный обстрел, яростные атаки и грамотные действия 18-й моторизованной дивизии сломить сопротивление за­щитников Полоцкого боевого участка с ходу немцам не удалось.

В ходе тяжелых боев 4-7 июля немецкие войска форсировали Западную Двину и захватили плацдармы западнее и вос­точнее Полоцка. Однако захватчики здесь не только натолкнулись на упорную обо­рону, но и сами подверглись контрата­кам на западном и южном участках Полоцкого УРа.

Не сумев овладеть Полоцком с фрон­та, немецкие войска, продолжая вести сковывающие боевые действия, пере­несли направления основных ударов в обход Полоцкого укрепленного райо­на. С этой целью в районах Дисны и Уллы они предприняли двухдневную ар­тиллерийскую подготовку и бомбарди­ровку позиций советских войск.

9 июля танковые соединения нем­цев прорвались к Витебску. Положение частей, оборонявшихся в Полоцком УРе, стало угрожающим. Возникла яв­ная опасность окружения. Но войска Полоцкого боевого участка продолжа­ли стойко обороняться. Они не только наносили урон врагу в оборонитель­ных боях, но и, учитывая общую обста­новку на фронте 22-й армии, смело контратаковали рвущиеся на восток части вермахта.

С 9 июля разгорелось сражение на боровухском направлении, куда при­шелся удар около 100 немецких танков, поддержанных пехотой. Под воздействием сильного огня противника подразделения УРа вынуждены были оставить часть ДОТов первой линии. Защитники Полоцка отбивали по 4 — 5 атак противника в день, попадали в окружение, деблокировали ДОТы, контратаковали и опять вели оборони­тельные бои. По свидетельству старо­жилов, местность у некоторых ДОТов у Боровухи 1-й была усеяла трупами немецких солдат. Всего в боях за Боровуху 1-ю враг потерял убитыми около двух тысяч человек. В течение 10 июля 174-я стрелковая дивизия вела упорный бой в северном секторе укрепленного района, продол­жая удерживать занимаемые позиции.

Таким образом, к исходу 10 июля 22-я армия вела исключительно тя­желые бои с превосходящими силами противника, охватывающими с флангов Себежский и Полоцкий укрепрайоны.

Почему же немецкие войска так упорно пытались захватить Полоцк? Дело в том, что в эти дни на Смоленской земле раз­ворачивалось самое большое сражение начального периода войны, длившееся два месяца,— Смоленское. Его итогом стал переход группы армий «Центр» к обороне. Основные силы 3-й танко­вой группы, которую предполагалось бросить на Ленинград, были скованы на московском направлении. А Полоцк был важным транспортным узлом, захват которого значительно облегчал снабжение немецких дивизий. Как знать, насколько было бы эффективным Смо­ленское сражение, если бы не стой­кость и героизм воинов 22-й армии, в том числе 174-й стрелковой дивизии и Полоцкого УРа, сдерживавших 20 дней натиск нескольких вражеских дивизий.

С утра 11 июля немецкие части продолжили наступление на боровухском направлении, пытаясь развить первоначальный успех. К исходу дня все резервы защит­ников Полоцкого боевого участка бы­ли введены в бой, но восстановить по­ложение в направлении Боровухи-1 не удалось. В течение последующих 3-х дней (11, 12, 13 июля), противник наносил удары в северном секторе, а с 15 июля — в южном секторе Полоцкого УРа.
Бои за Полоцк 12—13 июля были исклю­чительно ожесточенными. Необходимо отметить, что к 12 июля против 6-ти дивизий первой линии 22-й армии гитлеровцы сумели сосредо­точить 16 своих дивизий. На рассвете 13 июля после завершения сосредото­чения соединений 23-го пехотного кор­пуса немцев (две пехотные дивизии) на позициях перед фронтом Полоцкого укрепленного района, 19-я танковая и 14-я моторизованная дивизии начали наступление на Невель с плацдарма се­вернее Полоцка (район Владычино). Враг, располагавший огромным превос­ходством, 13 июля прорвал оборону на­ших войск север­нее Полоцка и на­чал стремительно продвигаться к Невелю, не пре­кращая, тем не менее, атак на боровухском нап­равлении. Про­рыв Полоцкого УРа в этом месте дал бы 3-й танко­вой группе наи­кратчайшие пути снабжения, кото­рых ей так не хватало в разгар Смоленского сражения.

14 июля части 174-й стрелковой ди­визии продолжали удерживать Полоцкий укрепленный район, отбивая атаки противника в направлении Боровухи.

К южному фасу укрепрайона основные силы немцев стали подходить 12 июля со стороны местечка Поставы.На острие атаки у местечка Гомель выдвигался 2-й батальон 18-го пехотно­го полка, усиленный полковой, диви­зионной и корпусной артиллерией. 15 июля в 4.00 немецкие войска начали интен­сивную артподготовку, в ходе которой местечко Гомель было буквально стер­то с лица земли. Основной огонь немецкой артилле­рии был сосредоточен на 2-х ДОТах пер­вой линии. В течение часа десятки ору­дий расстреливали их в упор.
В 5.00 орудия перенесли свой огонь вглубь обороны 61-го УРа и 508-го стрелкового полка 174-й стрелковой ди­визии и в атаку пошли штурмующие группы 9-й и 10-й пехотных рот 2-го пе­хотного батальона. Неожиданно для атакующих от­крыл пулеметный огонь один из ДОТов первой линии. Его поддержали ДОТы второй линии и полковая артиллерия 508-го стрелкового полка. Бой затянулся. Только уничтожив часть бойцов 508-го стрелкового полка, а другую часть заставив отступить и по­неся при этом потери, немецкие штур­мующие группы приступили к осаде ДОТов. Применяя огнеметы и подрыв­ные заряды, 18-й пехотный полк немцев к 13.00 уничтожил 5 долговременных точек и прорвал оборону советских войск.

В этот же день части 23-го армейско­го корпуса немцев с севера прорвались к Полоцку в районе Боровухи 2-й. К ис­ходу дня, 15 июля, немецким войскам удалось за­нять левобережную часть Полоцка.

Глубокие фланговые прорывы гит­леровцев поставили в крайне трудное положение 174-ю стрелковую дивизию и всю 22-ю армию. В создавшейся обстановке Военный совет 22-й армии вы­нужден был отдать комбригу А. И. Зыгину приказ на отход в сторону Вели­ких Лук.